ЕГЭ в один конец

Фото: chrgazeta.ru

Куда, кого и какой дорогой ведёт единый госэкзамен

Десять лет назад Россия узнала, что такое ЕГЭ, единый государственный экзамен. Чиновники от образования подавали новшество как великое благо, однако на первых порах между ним, выпускниками и их родителями не то что любви – даже симпатии не случилось.
Что десятилетие спустя по этому поводу думают сами ученики и их учителя? Для чистоты эксперимента мы отправились в сельское поселение, где выяснили, что к самому экзамену давно привыкли. Другое дело – с ним связанные проблемы.


Вопрос системы

Помните, как было? В Министерстве образования говорили, что единый госэкзамен позволит убить сразу нескольких зайцев. Во-первых, уравняет в правах абитуриентов из крупных городов и из глубинки – мол, тест беспристрастен, не то что учителя на местах, которые делают своим ученикам поблажки. Во-вторых, даст возможность сдавать экзамен один раз – не морочить себе голову при вступительных испытаниях в вуз и не терзать родительский кошелёк поездками в большой город, если ты опять-таки, из провинции. В-третьих… Много чего говорили.
Вот только беспристрастная система тут же показала, что больше всего гениев (а иначе ребёнка, сдавшего экзамен без единой ошибки, не назовёшь) в Москве и в южных регионах страны – местах, где решения задач массово сливались в Интернет и, по-прежнему, не собиралось никуда исчезать кумовство. Годы реформ, больше напоминающих эксперименты, и работа над ошибками - сегодня экзамен мало похож на себя десятилетней давности. Система стала логичнее и совершеннее. Но вот парадокс – недавно пошли слухи о полной отмене экзамена…
Однако пока ЕГЭ – живее всех живых.


Русский - транзитом

Комарихинское – центр сельского поселения, заметная железнодорожная станция на пути в центр региональный. До Чусового – чуть больше 60 километров, до Перми – столько же. Школа здесь из тех времён, когда авторы единого госэкзамена ещё сами сидели за партами. Но вот парадокс: построена она не по «северному» проекту – в своё время взяли какой был, с большими окнами. Годы идут, но в этом вопросе, кажется, ничего не меняется.
Десять лет назад в школе училось более трёхсот учеников. В конце прошлого учебного года на 14 человек педагогов приходилось 132 школьника. Нынешние выпускники – это 12 девятиклассников и семь одиннадцатиклассников. Первые сдают общегосударственные экзамены в школе Верхнечусовских Городков, где по специальной территориальной схеме «сдаются» ребята из Никифорово, Сёл, Кутамыша и Комарихинского, вторые – в Чусовом.


Доставку до места проведения экзаменов, если это возможно, школа осуществляет своим транспортом: ученики и сопровождающие едут на видавшей виды уазовской «буханке». И если путь до Городков, в общем, недолог, то чтобы сдать ЕГЭ выпускники едут в райцентр по бездорожью, плывут на пароме, гонят десятки километров по трассе. Если не знать, что дело происходит в Чусовском районе, то легко представить эти события где-нибудь в Восточной Сибири или за Полярным кругом. Такой вот русский транзит.
Удивительно, но сами школьники к процедуре относятся примерно как к рядовой поездке – хоть и сдают в день нашего приезда один из важнейших предметов, русский язык. Куда серьёзней настроена директор школы Татьяна Кузьминична Веприкова: отбывающую «буханку» она быстро крестит и ещё долго смотрит ей вслед.
В школе Верхнечусовских Городков не до сентиментальностей. Взгляд прилипает к висящим на видных местах жизнеутверждающим плакатам. «Списал – сломал себе жизнь». «Нарушил правила – потерял год». «Дал списать – потерял будущее».


Впрочем, сами школьники не обращают на них никакого внимания. Смеются, шутят. Темы – сиюминутные.
- Кем видим себя в будущем? – девятиклассники зависают. – Успешными людьми.
Правда, где учат такой привлекательной профессии, не говорят.


Повод для улыбки

Конечно, поездка в соседнее поселение для девятиклассников – дело обычное. Куда внушительней выглядит путь их старших «коллег». Верхнечусовские Городки для них – лишь переправа, в прямом смысле слова. За рекой «буханка» продолжит свой бег – уже по трассе.
Наверное, в таком пути даже есть что-то романтичное – и, вполне допускаю, через десятки лет повзрослевшие выпускники с улыбкой будут его вспоминать. Вон, и сейчас, как ни в чём не бывало, машут репортёрам руками, улыбаются. Кто-то с книжкой, кто-то с наушниками. Как будто и не экзамены едут сдавать.
Школа старшеклассников, конечная точка – спустя почти три часа после начала путешествия. Здесь в едином водовороте бурлят выпускники всех чусовских школ. Столпотворение, гомон – но только на входе в школу. А за турникетом (Не дай бог пронести в аудиторию что-то запретное! Перед глазами встают плакаты про «потерял год» или «сломал жизнь») – совсем другая атмосфера. Наверное, подобный дух царит в момент перед первым стартом в космос. Волнение, суеверия, томление. Тут и убеждённый троечник под пятку положит медный пятак. Хоть и пафосно звучит, а всё равно ведь ясно – это рубеж, жизнь уже не будет другой. Хорошо, что на публику выпускники не мнительны – и делятся впечатлениями.
- Ехать до города прилично, - кивает Валерия Стерлядева из Комарихинского, прежде чем уйти за рамку турникета. – Но лично мне не тяжело: по дороге можно что-то повторить. Посторонние мысли? Нет, вообще не волнуюсь. ЕГЭ – проверка знаний на сто процентов.
- На тройку-то точно сдам! – улыбается выпускник «пятой» Степан. Он, в отличие от Валерии, до пункта сдачи экзамена добирался от силы минут двадцать.


Школьник волнуется раз…

- Если добросовестно заниматься, то в ОГЭ ничего сложного нет, - считает учитель русского и литературы Зинаида Кулябина.
В комарихинской школе она трудится более 30 лет – повидала экзамены разных систем. По её мнению, русский и математика – обязательный минимум выпускника. А вот насколько необходимы устные экзамены? Зачем они ребятам, которые собираются продолжить обучение в колледже? Вдруг не сдадут – скажется на аттестате.
- Стало ли лучше? – Зинаида Григорьевна ненадолго задумывается. - Вот раньше были билеты. Да, выпускники зачастую надеялись на родную школу, преподавателей. А с нынешней системой они остаются наедине со своими знаниями. На них теперь вся надежда. Что касается ЕГЭ, то некоторые первоначальные цели достигнуты – к примеру, мои выпускники набирали более 90 баллов, и это хороший шанс поступить в престижный вуз.
По её мнению, есть в прижившейся системе и другие плюсы. Волнуются выпускники теперь один раз – во время сдачи экзамена, а не два, как раньше, когда приходилось нервничать и на вступительных экзаменах в вуз. А как насчёт прежнего второго шанса?
- Если знания есть – они всегда есть, - уверена она. – Если в школе знаний не было, то к вступительному экзамену они не успеют появиться. Но, понимаете, ЕГЭ страшен тем, что если кто-то не сдаст экзамен, то уйдёт из школы без аттестата – пересдать через год малореально. Вот это страшно. Зачем ломать жизнь человеку, неспособному к русскому языку, но талантливому в математике? Может, оставить госэкзамен только для тех, кто хочет поступать в вузы? Да, слабым мы раньше помогали, но в будущем они худо-бедно всё же получали образование.
Удивительно - вопрос о необходимости экзамена давно никого не тревожит.
- Однозначно ответить сложно, - рассуждает на ту же тему Татьяна Веприкова. - Сама процедура сложна, да. Но эти экзамены засчитываются в вузе. Если знаешь, куда хочешь поступать, всё упрощается. Хочешь ехать в мегаполис - пожалуйста. Ребёнку проще, родителям не так накладно. Не хочу в вуз – сдаю только русский и математику.
Но что школьникам хорошо – директору верная головная боль. В глобальных минусах – сложная система доставки выпускников до места проведения экзаменов.
- Для меня время сдачи экзаменов – самое сложное в учебном году, - вздыхает Татьяна Кузьминична.
Сложно доставить ребят на экзамены, а ещё сложнее – сделать так, чтобы они, успешно справившись с экзаменами (не только школьными), вернулись домой.


Близкий локоть

- Они бы вернулись, - убеждённо говорит Татьяна Кузьминична. После паузы добавляет: – Да только некуда.
Когда-то в Комарихинском производили кирпичи, был цех по производству безалкогольных напитков, функционировал приличный ФАП со своей лабораторией. Сейчас – только лесозаготовка да редкие островки торговли. Выпускники разлетаются по Прикамью и по стране, в посёлке остаются единицы. Чуть ли не единственное предприятие, имеющее вакансии – школа. Нужен, к примеру, преподаватель физики.
В чём-то достойные результаты экзаменов – действительно прямая путёвка в вуз, а заодно и в новую жизнь в широком смысле этого слова. От Комарихи до Перми ближе, чем до Чусового. И то, что совсем скоро до райцентра можно будет доехать по новенькой дороге, дела принципиально не меняет.
Хотя бы потому что по этой дороге надо будет на чём-то ездить. «Буханку» в своё время школа получила от краевого Министерства образования - возить детей из соседних Сергинцев. Сегодня там школьников нет, но микроавтобус так и остался школьным. Но вот засада: недавно вступили в силу новые правила, согласно которым перевозить детей на транспорте, чей возраст превышает десять лет, нельзя. Червонец школьному «УАЗу» стукнет в следующем году. Доставлять в Комариху из окрестных деревень некого, подходящей краевой программы нет – придётся покупать самим. Новый ульяновский микроавтобус дешевле 600 тысяч не найти. Сотрудничество с чусовским АТП? Разорительно. «Газели» у АТП нарасхват – чаще всего дают большой автобус. За один рейс перевозчики просят более десяти тысяч рублей. А ведь, к примеру, физику может выбрать один человек на школу. Если транспорта нет – придётся добираться электричкой, но это трата времени: первая уходит в Чусовой в шесть утра. Да и сегодня «буханка» - не панацея. Семь человек одиннадцатиклассников – и места для сопровождающего уже нет. Да, порой помогают родители – по предварительному заявлению и под личную ответственность. Частники? Из-за плохой дороги нынче они просто не соглашаются ехать в Комарихинское поселение. До Городков можно поехать рейсовым автобусом, а вот в город – проблема.


***

Комарихинский – масштабная модель государственных проблем. Не только в сфере образования. Ведь дело тут не в расстоянии до райцентра или столицы региона. И даже не в многострадальном госэкзамене. Суть – в смысле передвижения. В конечных целях и ценностях. Образование не существует само по себе, так сказать, в вакууме – это (пусть и в идеале) лишь инструмент для достижения неких жизненных благ. Которых, как ни крути, несоизмеримо больше в центре региональном. И ЕГЭ сегодня является не самым плохим билетом в электричку, которая должна отвезти в другую жизнь. Главное – знать, куда хочешь приехать и не прозевать свою остановку. И пока для выпускников речь идёт о билетах в один конец. Для школ, возможно, что-то изменится уже в ближайшем будущем: пока материал готовился к печати, министр образования Ольга Васильева сообщила о намерении вывести систему образования с муниципального на региональный уровень.
Только это – пока что – билет в неизвестном направлении…

Андрей КУДРИН Фото автора

 
По теме
 
В Прикамье 47 выпускников «завалили» ЕГЭ - Bb59.Ru Семь школьников отстранили от экзамена за нарушения. В Министерстве образования и науки Пермского края подвели предварительные итоги Единого госэкзамена.
13.07.2017
 
 
В детском лагере «Изумруд» прошел КВН по ПДД - Администрация Чайковского района Сотрудники Госавтоинспекции совместно с общественным советом при Отделе МВД России по Чайковскому району в детском лагере «Изумруд» организовали КВН по Правилам дорожного движения.
17.07.2018 Администрация Чайковского района
Музей истории ГУФСИН России по Пермскому краю посетили курсанты высших учебных заведений ФСИН России - УФСИН по Пермскому краю Курсанты кинологических факультетов высших учебных заведений ФСИН России, проходящие практику в ОИК-2 города Соликамск, в сопровождении заместителя начальника Объединения Сергея Рослякова,
17.07.2018 УФСИН по Пермскому краю
JPG Файл - ГУ МВД Пермского края Сотрудники отдела МВД России по Чайковскому району организовали для ребят, отдыхающих в лагере скаутов, спортивное мероприятие, направленное на приобщение молодежи к спорту и пропаганду здорового образа жизни.
16.07.2018 ГУ МВД Пермского края
В этом учебном году одиннадцатиклассники сдавали экзамены по 12 предметам.
13.07.2018 Газета Новый день
Президент России Владимир Путин на днях подписал федеральный закон № 188-ФЗ «О внесении изменения в статью 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части выплаты компенсации педагогическим работни
11.07.2018 Business Class
Обстановка с пожарами в Прикамье - МЧС России по Пермскому краю За прошедшие сутки на территории Прикамья произошло 8 пожаров. Утром 16 июля произошёл пожар в жилом доме по ул.
17.07.2018 МЧС России по Пермскому краю
Калинино ПКТК.jpg - Министерство культуры   В воскресенье в селе Калинино Кунгурского района состоялся Всероссийский православный фестиваль мужской традиционной культуры «Белогорская дружина» и историческая реконструкция «Штурм Юго-Осокинского завода».
17.07.2018 Министерство культуры
В Прикамье нашли крупный бивень самца трогонтериевого слона - Газета Новости Кунгурского края Полевой сезон раскопок трогонтериевого слона достиг своей кульминации – был найден крупный бивень трогонтериевого слона, также палеонтологи продолжают находить останки других древних животных.
17.07.2018 Газета Новости Кунгурского края
В Лысьвенском драматическом театре разгорелся конфликт между руководством и актерским составом.
13.07.2018 Business Class
Сборная команда ГУФСИН России по Пермскому краю заняла первые места в футбольном турнире, перетягивании каната и метании гири в ежегодном туристическом слете работающей молодежи - УФСИН по Пермскому краю На горнолыжной базе отдыха «Иван гора» состоялся 18-й городской туристический слет работающей молодежи «Играй с открытым сердцем», посвящённый Чемпионату мира по футболу.
17.07.2018 УФСИН по Пермскому краю
В рамках забега «White trail» 21 июля 2018 года в селе Бым будет организован стартовый городок, детское пространство и анимация, питание и программа для участников и болельщиков.
16.07.2018 Газета Новости Кунгурского края
Обстановка с пожарами в Прикамье - МЧС России по Пермскому краю За прошедшие сутки на территории Прикамья произошло 8 пожаров. Утром 16 июля произошёл пожар в жилом доме по ул.
17.07.2018 МЧС России по Пермскому краю
Капитальный ремонт автомобильной дороги Пермь – Ляды от Васильевского лога до улицы «40 лет Победы» протяженностью 5,744 км и стоимостью около 384 млн рублей был начат в 2017 году в рамках федеральной программы «Безопасн
17.07.2018 Nesekretno.Ru