К нам в редакцию обратилась жительница одного из многоквартирных домов по улице 50 лет ВЛКСМ с таким вопросом: кто обязан менять лампочки в подъезде? Предыстория такова, что, обратившись в диспетчерскую своей управляющей компании с просьбой восстановить освещение в подъезде дома, женщина получила отказ. Диспетчер мотивировала тем, что жильцы самостоятельно должны на собственные средства приобретать лампочки в подъезд, якобы управляющая компания этим вопросом не занимается. Так ли это?
В соответствии с положением статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Что входит в понятие «благоприятные и безопасные условия»?
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ, включающих в себя обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, техническое регулирование, пожарную безопасность и защиту прав потребителей, тем самым обеспечивая:
– соблюдение требований к надёжности и безопасности многоквартирного дома;
– безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
– доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
– соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
– постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого оборудования.
Содержание общего имущества в многоквартирном доме
Помимо осмотра общего имущества, обеспечивающего своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью, в понятие содержание общего имущества в многоквартирном доме также входит и содержание освещения помещений общего пользования.
Согласно письму Минрегионразвития РФ от 18 июня 2007 года «Об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу платы за коммунальные услуги» понятие «освещение помещений общего пользования», указанное в п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, трактуется как содержание и ремонт электросетей многоквартирного дома, светильников. Речь идёт о выполнении работ по созданию условий для подачи электроэнергии в местах общего пользования.
Согласно приложению №4 к Письму «Перечень работ по содержанию жилых домов» в перечень работ по содержанию жилых домов включено устранение незначительных неисправностей электротехнических устройств (протирка электролампочек, смена перегоревших электролампочек в помещениях общественного пользования, смена и ремонт штепсельных розеток и выключателей, мелкий ремонт электропроводки и др.).
А приложением №1 «Периодичность плановых и частичных осмотров элементов и помещений зданий» к постановлению Госстроя РФ №170 предусмотрено проведение плановых и частичных осмотров управляющими компаниями, в результате которых осуществляется замена сгоревших ламп (и стартеров) с периодичностью, установленной договором.
Кроме того, постановлением Госстроя РФ №170 предусмотрена возможность подачи жильцами заявок на устранение выявленной неисправности инженерного оборудования или конструкций. Заявки должны рассматриваться в день их поступления, не позднее, чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или в данный момент нет в наличии запчастей, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи.
Заявки жильцов
Управляющие компании должны вести в специальных журналах учёт заявок на оперативное устранение неисправностей и повреждений инженерного оборудования в квартирах, строительных конструкциях и других элементах зданий, контролировать по срокам и качеству выполнения.
В соответствии с приложением №2 «Предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования» к постановлению Госстроя РФ №170 устранение неисправностей в системе освещения общедомовых помещений с заменой ламп накаливания, люминесцентных ламп, выключателей и конструктивных элементов светильников осуществляется в течение семи суток с момента поступления заявки на оперативное устранение неисправностей.
У управляющей компании существует обязанность производить содержание общего имущества, которое включает в себя освещение помещений общего пользования. Таким образом, УК обязана производить замену перегоревших электролампочек. При этом выявление неисправностей освещения помещений общего пользования и последующее устранение указанных неисправностей осуществляется как в результате плановых осмотров, проводимых управляющей компанией (в соответствии с утверждёнными управляющей компанией графиками проведения), так и на основании заявки на устранение неисправности, поступившей от жильца жилого помещения.
Ответственность за нарушение
Неустранение неисправностей в системе освещения (в том числе замены перегоревшей электролампочки), выявленных в результате плановых осмотров или на основании заявки жильца по истечении семи суток после поступления заявки, является нарушением, которое может повлечь привлечение управляющей компании к административной ответственности.
Статьёй 7.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений. Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений – влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 рублей.
Таким образом, отказ управляющей компании в лице диспетчера принять заявку на восстановление освещения в подъезде неправомерен. Следует обратиться напрямую к руководству УК, обратив их внимание на некомпетентность сотрудников.
Подготовила Юлия ЯСС