От рейса к рейсу

Куда исчезла «двойка», когда поднимут цену за проезд по городу и не отменят ли часть пригородных маршрутов? Мы пообщались с директором Чусовского автотранспортного предприятия Андреем Сентемовым и выяснили немало интересного.


Имидж и оптимизация

Много ли найдётся предприятий, имеющих «советские» корни, которые сегодня имеют хорошее финансовое здоровье? Реалии рынка диктуют новые правила: чтобы выжить, необходимо оптимизироваться. Вот и директор Чусовского автотранспортного предприятия Андрей Сентемов не скрывает: предприятие находилось и находится в весьма непростой экономической ситуации. Но накануне профессионального праздника говорить только о проблемах – не лучший план. Тем более что и успехи на ниве пресловутой оптимизации есть.
Заметили, что автобусы стали меньше чадить?
– Да, стали заливать солярку подороже, но зато теперь реже выходят из строя топливные насосы и форсунки, – замечает Андрей Витальевич. – Автопарк в большинстве своём сильно устарел: часть мы вообще списали, на них нельзя было возить людей, часть постоянно просит ремонта.
Новые автобусы стоят дорого: например, хорошо известный чусовлянам КАВЗ «Аврора» может стоить более трёх миллионов. Поэтому руководство решило посмотреть в сторону вторичного рынка. В итоге за прошедший год парк пополнился тремя подержанными автобусами.
– Смотрели объявления на сайтах, ездили, выбирали, – рассказывает руководитель. – Важно было, чтобы рама и салон были в хорошем состоянии. Да, пришлось вложиться в ремонт, но вышло дешевле, чем покупка новой техники, и теперь в нашем распоряжении автобусы в очень хорошем состоянии.
Откуда деньги? Эта история тоже про оптимизацию: условно говоря, часть старых автобусов и невостребованные запчасти списали в металлолом.
Но содержание автопарка – только часть затрат предприятия. Площади, занимаемые им, велики. Старые здания, изношенные сети: на деле ведение хозяйства оборачивается натуральным затыканием дыр: залатал сегодня в одном месте, завтра случится протечка в другом. Поэтому ещё один резерв борьбы с затратами – энергосбережение. Тотально устарели водопроводные и тепловые сети, в итоге финансовые потери на этих «пунктах» были колоссальными. Отсекли старую стоянку для «БелАЗов», ремонтные мастерские, старое здание административно-бытового комплекса – уже экономия на «тепле». Шутка ли: раньше один зимний месяц обходился в полмиллиона рублей – а жары-то нигде и не было! Отремонтированы крыши административно-бытового комплекса, моторного цеха, диспетчерской и ремонтной зоны – теперь вода не бежит людям на головы. Также подновили водопроводную сеть. А ещё сделали сезонную мойку для автобусов – простенькую, конечно, но теперь хоть не из ведра.
– Надеюсь, горожане заметили, что автобусы стали чище, – продолжает Андрей Витальевич. – Этому уделяется большое внимание. Конечно, не бывает такого, что всё идеально на 100%, но мы стараемся. Да, бывают замечания, люди приходят, каждый случай разбираем индивидуально.
И, раз уж заговорили на эту тему, то вот ещё новости, касающиеся не сокращения расходов, а удобства пассажиров и, как следствие, имиджа всего предприятия: отныне система продажи билетов на автостанции компьютеризирована, и учёт идёт через специальную программу. Ещё один заметный шаг вперёд – установка платёжного терминала: сейчас расплатиться за билет можно карточкой. Что касается комфорта при ожидании автобуса, то стоит сказать об отремонтированных кондиционерах: теперь зал ожидания не будет нагреваться подобно теплице. Позаботились и о персонале: если раньше в больших окнах диспетчерской не было секций, которые можно было открыть и банально проветрить помещение, то теперь в них врезаны фрамуги. К слову, персонал теперь имеет форменную одежду – пустячок, а влияет на восприятие. В отдалённых планах – облагораживание территории вокруг автостанции. Почему отдалённых? Причина проста – нехватка денег.
Одна из главных статей доходов предприятия – средства от продажи билетов. Пассажиропоток падает на 5-6% в год – это не может не сказываться на выручке. И если обновлённый автопарк или появление терминала рядовой горожанин может сразу и не заметить, то увеличенную цену билета увидит сразу. А повышения не избежать.

Того не миновать

Сейчас, если вы не пользуетесь услугами общественного транспорта и не знаете, проезд по Чусовому стоит 17 рублей. Для сравнения: в Соликамске и Березниках за это возьмут 20, в Кунгуре – 22, а в Губахе – все 25 рублей! И, как говорит директор Чусовского АТП, перевозчики этих городов подумывают в обозримом будущем поднимать цены. Но в Чусовом-то привыкли смотреть на соседнюю Лысьву, где в марте текущего года перевозчики подняли цену билета до 16 рублей.
– Лысьва не показатель, – уверяет Андрей Витальевич. – Там услугу населению оказывают частные перевозчики. Захотели – вышли на маршрут, захотели – нет. А в нашем АТП есть и механики, и медики, которые осуществляют процесс, необходимый для качественных перевозок.
А ещё штат и помещения, как мы помним, требуют немалых затрат на содержание. Так что в ближайшее время вопрос о повышении тарифов будет вынесен на обсуждение депутатов Земского Собрания, которые и примут окончательное решение.
На сколько вырастет цена билета, пока неизвестно. Есть такое понятие, как экономическое обоснование тарифа. Обоснованный тариф сегодня – на уровне 26-27 рублей! Но, конечно, на такую высоту чусовской перевозчик цену вряд ли поднимет.
Однако цена – не единственное новшество, которое нас ожидает. По словам руководителя автотранспортного предприятия, сейчас активно мониторится расписание движения автобусов.
– Где-то придётся уменьшить количество рейсов. Это вынужденная мера, – поясняет Андрей Витальевич. – Вот люди иногда спрашивают: что они там делают?! Мы знаем, что делаем, ситуацию контролируем.
Вот ещё пример вынужденной оптимизации. Совсем недавно автобусы всех маршрутов ходили до часа ночи. Но в ходе рейдов выяснилось, что после 22.00 в салоне находится три-пять человек. Особенно на «поселковых» направлениях. Однако мониторятся не только «четвёрка», «шестёрка» и, к примеру «двенадцатый» номер, но и маршруты новой части города. Это касается, к примеру, «двойки», которая отменена с 1 ноября – на замену ей придёт дополнительный рейс «девятки».
Похожая ситуация складывается и с пригородными маршрутами. Только здесь ситуацию дополнительно усугубляют частники. Цена проезда у них ниже, отправляются раньше «атповского» автобуса – что выберут люди?
– Мы предлагали некоторым перевозить людей под эгидой АТП, но предприниматели не соглашаются, – рассказывает директор предприятия.

Главное – люди

Сегодня на предприятии трудятся 220 человек. К слову, прямых сокращений удалось избежать.
– Надо сохранить профессиональный состав, – уверен руководитель. – У нас отличные специалисты. Большинство водителей имеют солидный стаж, качественно выполняют свою работу. Работа с пассажирами – это огромная ответственность.
Помните историю, когда водитель увёл автобус от столкновения. Но подобные ситуации на дороге, увы, не редкость. А вот человек, который бы хотел сесть за руль автобуса, к сожалению, редкость. К примеру, недавно был объявлен приём молодых людей на должность водителя. Желающих нашлось буквально десять человек.
Отпугивает зарплата? У ремонтного персонала она, действительно, небольшая. Но водители, по словам Андрея Витальевича, имеют возможность зарабатывать больше.

Андрей КУДРИН  Фото автора

 
По теме
МКУ «Гортранс» составило рейтинг пермских перевозчиков по итогам работы в третьем квартале 2017 года  Общественный транспорт города демонстрирует стабильную работу – расписание маршрутов выполняется в среднем на 97,6%.
18.10.2017
 
Спутать паспорты - Business Class Вынесено первое решение в громком судебном споре между ГИБДД и пермскими перевозчиками.
13.10.2017
 
Обстановка с пожарами в Прикамье - МЧС России по Пермскому краю За прошедшие сутки на территории Прикамья произошло 8 пожаров. Утром 16 июля произошёл пожар в жилом доме по ул.
17.07.2018 МЧС России по Пермскому краю
Калинино ПКТК.jpg - Министерство культуры   В воскресенье в селе Калинино Кунгурского района состоялся Всероссийский православный фестиваль мужской традиционной культуры «Белогорская дружина» и историческая реконструкция «Штурм Юго-Осокинского завода».
17.07.2018 Министерство культуры
В Прикамье нашли крупный бивень самца трогонтериевого слона - Газета Новости Кунгурского края Полевой сезон раскопок трогонтериевого слона достиг своей кульминации – был найден крупный бивень трогонтериевого слона, также палеонтологи продолжают находить останки других древних животных.
17.07.2018 Газета Новости Кунгурского края
В Лысьвенском драматическом театре разгорелся конфликт между руководством и актерским составом.
13.07.2018 Business Class
Сборная команда ГУФСИН России по Пермскому краю заняла первые места в футбольном турнире, перетягивании каната и метании гири в ежегодном туристическом слете работающей молодежи - УФСИН по Пермскому краю На горнолыжной базе отдыха «Иван гора» состоялся 18-й городской туристический слет работающей молодежи «Играй с открытым сердцем», посвящённый Чемпионату мира по футболу.
17.07.2018 УФСИН по Пермскому краю
В рамках забега «White trail» 21 июля 2018 года в селе Бым будет организован стартовый городок, детское пространство и анимация, питание и программа для участников и болельщиков.
16.07.2018 Газета Новости Кунгурского края
11-летний мальчик пропал в Перми - Ветта В Закамске три дня ищут маленького мальчика. 17 июля — ТК ВЕТТА. В Перми в микрорайоне Закамск пропал 11-летний мальчик.
17.07.2018 Ветта
Подведены первые итоги работы системы автоматического весогабаритного контроля и фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на автодорогах Прикамья.
17.07.2018 Газета Новости Кунгурского края
Обстановка с пожарами в Прикамье - МЧС России по Пермскому краю За прошедшие сутки на территории Прикамья произошло 8 пожаров. Утром 16 июля произошёл пожар в жилом доме по ул.
17.07.2018 МЧС России по Пермскому краю
Капитальный ремонт автомобильной дороги Пермь – Ляды от Васильевского лога до улицы «40 лет Победы» протяженностью 5,744 км и стоимостью около 384 млн рублей был начат в 2017 году в рамках федеральной программы «Безопасн
17.07.2018 Nesekretno.Ru